Двигатель — сердце автомобиля. Поддержание работоспособности всех элементов ДВС — основа уверенности в автомобиле и безопасности водителя и пассажиров.
Всяческих страхов у водителей много и это огромный ежедневный стресс, к которому подавляющее большинство, к сожалению, давно привыкло. Помимо внешних рисков (ДТП, штрафы, проблемы с ДПС и т.д.) существует немало внутренних опасностей, таящихся в использовании транспортного средства и связанных с разного рода поломками любимого автомобиля. Самыми страшными неполадками опытные автомобилисты по праву называют какие-либо проблемы с «сердцем» машины — его двигателем и, особенно, с его поршневой. Когда начинает увеличиваться расход топлива и/или масла, нужно сразу обратить внимание на этот важнейший механизм. Мы рассмотрим, как измерить компрессию в цилиндрах и провести таким способом качественную диагностику мотора, не прибегая к услугам специалистов и механиков.
Давайте только сначала разберёмся, что и для чего предназначено, узнаем некоторые особенности цилиндропоршневой группы механизмов и развенчаем несколько распространённых мифов и легенд, а также выясним, чем проводить самостоятельную диагностику этих важнейших элементов любого автомобильного мотора.
«Железная нежность» или что такое компрессия
Именно так, потому что, несмотря на всю сложность и брутальность, двигатель автомобиля очень хрупок и нежен, и нуждается в бережном отношении. Компрессия цилиндров — понятие сугубо физическое. Она показывает и задаёт необходимое давление от верхней до нижней мёртвых точек скольжения поршня. Один из мифов очень вредно обманывает, сравнивая компрессию с увеличением степени сжатия. Это серьёзная ошибка, ибо компрессия — постоянная физическая величина, а степень сжатия — это банальная геометрия цилиндра, никак не связанная с физикой. Причём, компрессия напрямую и строго зависит от степени сжатия, а вот степень сжатия от компрессии — нисколько.
Измеряется компрессия в атмосферах (или в барах), где 1 атмосфера равна давлению 1 кг на квадратный сантиметр поверхности. По мере износа поршневой системы автомобиля, старения отдельных деталей, по мере накопления различных отложений могут происходить следующие неполадки:
- Повышение расхода топлива и масла (причём, настолько сильное, что это будет заметно без датчиков).
- Резкое понижение мощности и падение динамики мотора.
- Снижение рабочей стабильности двигателя (как на холостых оборотах, так и во время движения).
- Осложнённый старт двигателя.
- Выход из строя цилиндра (цилиндров).
Однако не нужно думать, будто повысив компрессию можно увеличить мощность автомобильного двигателя — это второй расхожий миф. Максимум, чего может добиться владелец автомобиля при повышении — это вернуть заложенную производителем мощность. А вот динамику мотора при таком повышении увеличить можно.
Ещё пара мифов
Зачастую бывает, что при посещении сервисного центра и проведении диагностики двигателя, слесарь может заявить, будто мотор вашего автомобиля окончательно сдох и теперь его спасёт только капитальный ремонт, потому что виновато падение компрессии. Честно говоря, бред сивой кобылы, ибо есть не один десяток ситуаций снижения компрессии, которые никак не связаны с общим износом мотора. Можно описать их все (или большинство), но это будет отдельная статья.
Часто мошенники, предлагающие купить какие-либо присадки для очищения поршневой системы, рассказывают байки, как увеличивается компрессия после обработки, но это наглая ложь для глупцов, потому что сверхувеличение элементарно невозможно. Тут, как говорится, выше головы не прыгнуть.
Непосредственная проверка компрессии
Измерение производятся при помощи компрессометра. Разумеется, есть несколько видов этих приборов для разных типов двигателей:
- Прижимные (можно измерять только при наличии второй пары рук — помощника).
- Резьбовые (крепятся к форсункам или завинчиваются вместо свечей зажигания), которыми можно управиться самостоятельно, без помощи второго человека.
- Гибкие (крепятся так же, как и резьбовые, но позволяют подлезть без снятия оборудования).
- Универсальные (для дизельных агрегатов и с аналогичным свечным креплением).
Резьбовые измеряют компрессию точнее всего. Показания манометра покажут степень сжатия газа в цилиндрах и помогут определить плохо работающий или не работающий цилиндр. В принципе, процедура таких измерений очень проста и доступна абсолютно любому автомобилисту.