Что такое датчик давления в шинах, какие они бывают? Системы контроля давления в шинах, плюсы и минусы этих устройств.
Ненормативное усилие, распирающее покрышку изнутри, опасно с точки зрения безопасности вождения. Оно вызывает определенные трудности при управлении автомашиной, существенно уменьшает количество дензнаков, хранящихся в портмоне у автолюбителя. Пенсионер может себе позволить время от времени останавливать горбатый запорожец, а затем с манометром измерять данные каждого из четырех колес. Современный человек, высоко оценивающий значимость своего времени, не тратит его понапрасну. Датчик давления в шинах помогает водителю вовремя принять меры для ликвидации неприятности.
Эти «трудяги» в круглосуточном режиме работы отслеживают определенные параметры. При критических значениях их роль заключается в привлечении внимания к нормативным несоответствиям. Автолюбитель обязан остановиться, произвести осмотр и дальше решать: «Стоит ли продолжать движение?», «Заняться сменой покрышки или достать телефон и вызвать эвакуатор?».
Условно все оповещатели делятся по принципу действия на электрические и механические. Проще и дешевле первый тип исполнения. Более функциональные и надежные — вторые.
Механический способ контроля давления
Наиболее удобное место крепления для этих элементов — верхняя часть золотника. Контакт осуществляется при помощи резьбового соединения. Подбираются в соответствии с давлением, которое требуется конкретной паре шин (по ТУ). Варианты исполнения: от 1,8 до 3,6 атмосфер. Датчик давления, несоответствующий заданному параметру, бесполезен.
Как правило, представляет из себя простейшую конструкцию цилиндра с поршнем, расположенным внутри. Давление сжатого воздуха воздействует на нижнюю часть поршня. Цвет индикатора изменяется при отклонении усилия от предельных значений.
Помимо вышеперечисленных, к достоинствам механического типа датчика относят такие доводы:
- установка не требует высокой квалификации исполнителя работ, а также сложных мероприятий по укомплектованию (не нужно демонтировать колесо, разбирать его на составляющие, собирать, балансировать);
- процедура обновления довольно простая: руками выкручивается одно изделие и на его место ставится другое.
Датчик давления обладает существенными недостатками, а именно:
- легкостью повреждения места крепления: ухабами, ямами, летящими камнями и прочим;
- доступностью для людей, нечистых на руку;
- отсутствием условий для постоянного контроля (датчики давления необходимо периодически осматривать, что крайне неудобно, особенно при движении по сложной трассе);
- большой степенью погрешности измерений.
Электродатчики
Более совершенную конструкцию имеют контрольные приборы, использующие электронную энергию. Состоят из 4 единиц исполнительных элементов и узла сбора информации и оповещения водителя. Сообщаются со своим центром при помощи радиосигнала.
Простейшие приспособления могут выполнять как одну функцию (то есть мерить давление), так и контролировать температуру газовой среды внутри покрышки. Работают на батарейках, срок службы которых определяется интенсивностью их использования. В холодное время года аккумуляторная энергия расходуется быстрее.
В зависимости от настройки и конструкции прибора, сигнал от каждого из датчиков давления посылается в управляющее устройство. Во время движения (или на остановках) оно оповещает водителя о результатах своей работы.
Электрический датчик давления: положительные аспекты использования
- Мгновенное срабатывание.
- Точность проведения замера параметров (при проколе покрышки прибор «выдает» непрерывно изменяемые данные).
- Надежность.
Отрицательные стороны применения
- Встречаются конструкции, у которых установка довольно сложная и требует специальных знаний, поэтому для такого монтажа целесообразно нанять специалистов.
- Более высокая стоимость по сравнению с механическими системами.
Варианты исполнения устройств
1. Датчик давления в виде колпачка
Занимает положение штатного колпачка.
Достоинства:
- простой;
- имеет небольшой вес (5г);
- не требует проведения балансировки.
Отрицательными моментами являются:
- легкость совершения хищения;
- нивелирование работы ниппеля (низкий уровень герметических возможностей).
2. Система контроля давления в шинах.
Является более усовершенствованным вариантом (по сравнению с конструкциями, описанными выше), но при этом сложнее и во много раз дороже. Устанавливается изготовителями резинотехнических изделий.
Внутри покрышки помещается микросхема, в программу которой внесены основные параметры шины, в том числе — сила распирания.
Чип распознает такие события:
- продолжительное падение давления в шине;
- скоростной скачок заданной характеристики;
- избыточный атмосферный параметр.
При необходимости опустить давление в покрышке, например, для поездки по незаасфальтированной трассе (либо при перестановке колес), требуется произвести калибровку.
Иногда новички-автолюбители задают вопрос: «Загорелся датчик давления в шинах, что надо делать?». Ответить на него можно следующим образом.
Иногда давление в покрышках отслеживается системой ABS. Совместно работающие датчики вычисляют параметр у каждого колеса, а контрольный прибор оповещает водителя о ситуации.
В случае когда одна покрышка спущена, уменьшается крутящий момент. Разница в замерах данных двух колес, установленных на одну ось, фиксируется ABS.
В такой ситуации требуется остановиться и выявить дефектную шину. Порядок действий дальше традиционен. Можно попытаться дотянуть до ближайшего шиномонтажа или достать «запаску».
Вооружившись полезными для автолюбителей знаниями, можно смело приступать к переоснащению своего железного коня.