Все нюансы чипования двигателя. Все этапы процедуры.
О чип-тюнинге сегодня слышали если не все, то очень многие. При этом лишь малая часть автовладельцев знает, что скрывается за этим термином и в чём его суть. Для остальных же он всё ещё остаётся чем-то абстрактным и весьма непонятным. Именно поэтому в рамках этого материала мы рассмотрим, что являет собой чип-тюнинг, кому он может быть полезен, поговорим об основных этапах чипования, а также о его достоинствах и недостатках.
Чип-тюнинг и его актуальность
Чип-тюнинг это не что иное, как корректировка или полная замена программного обеспечения управляющего двигателем и обеспечивающего ему подбор оптимальных рабочих параметров. Практически у каждого современного двигателя имеется электронный блок управления (ЭБУ) с вмонтированным внутрь чипом или как его ещё называют микросхемой памяти. Именно в этом чипе и содержится тот набор команд, которые обеспечивают функционирование всего двигательного комплекса, в том числе и системы подачи топлива, турбонаддува и зажигания.
Изменение или модернизация существующего в микросхеме ПО позволяет улучшить параметры мотора и его рабочие показатели. Как правило, направлено подобное тюнингование на улучшение следующих характеристик – мощности двигателя, его «приемистости» и крутящего момента.
Прошивку чипа рекомендуется проводить для следующих категорий авто:
- Модели с установленным ГБО – при наличии газобаллонного оборудования проведение чип-тюнинга жизненно необходимо, ведь с изменением типа топлива в лучшую сторону изменятся и технические параметры силовой установки;
- Авто с турбонагнетателем – в подобных машинах смена характеристик наиболее эффективна, прирост параметров может достигать 30%;
- Автомобили с дизельным мотором – и в этом случае чип-тюнингование позволит получить существенный прирост основных рабочих характеристик. Так, крутящий момент может увеличиться примерно на 30%, мощность двигателя – на четверть;
- Моторы атмосферного типа – наименее подверженный модернизации вариант. Максимальное увеличение мощности, как правило, не превышает 10%.
Этапы проведения чипования
Апгрейд силовой установки проводится в следующей очерёдности:
- Авто подвергается тщательной диагностике для выявления неисправностей, способных помешать проведению процедуры;
- Снимаются внешние скоростные параметры. Делается исходная копия «родного» ПО, хранящаяся на протяжении 1-2 недель, в течение которых владелец имеет право на бесплатный «откат» с восстановлением исходных параметров;
- Информация об авто и копия ПО отправляется специалистам, создающим новую версию программы основываясь на предоставленных им данных;
- Микросхема с обновлённым приложением устанавливается на своё место, после чего авто проходит стендовые испытания. Если есть недостатки, программа дорабатывается вплоть до достижения требуемого результата.
Плюсы чип-тюнинга
В первую очередь рассмотрим плюсы чип-тюнингования, среди которых стоит выделить:
- Увеличение мощности двигателя – в зависимости от вариации силовой установки прирост может составлять 10-30%;
- Быстрота настраивания – доверив данную операцию профессионалам можно быть уверенным не только в её качестве, но и оперативности – процедура занимает не более часа;
- Избавление от ненужного ограничителя максимальных скоростей;
- Отключение внутри системы некоторых компонентов, уже не функционирующих, но при этом оказывающих негативное воздействие на работу мотора;
- Существенное улучшение динамики разгона, получение более плавного хода авто, даже при условии дополнительной нагрузки, например от работающего климат-контроля или кондиционера;
- Перевод автомобиля на иную вариацию топлива – вместо марки бензина 95 вполне возможен вариант с 92;
- Выбор оптимального варианта прошивки: заводская доработанная – улучшает динамику на 3-5%, снижает расход топлива настолько же, экономичная – «заточена» на максимальную экономичность авто, агрессивная – увеличивает мощность силовой установки по максимуму.
Минусы чип-тюнинга
Впрочем, есть и минусы, наиболее значимыми из которых являются:
- Высокая стоимость – официальные прошивки стоят весьма значительную сумму, да и установка нового ПО обойдётся недешево;
- Риски, связанные с самостоятельной модернизацией – замена прошивки без должного опыта и знаний может привести к поломке ЭБУ;
- Неработоспособность мотора – в случае неправильно проведенной процедуры или неудачно выбранной прошивки, возможен полный выход силовой системы из строя.
Заключение
В заключение стоит сказать, что процедура чип-тюнинга, пусть и без некоторых недостатков, предлагает пользователям весьма заманчивые перспективы, позволяя существенно расширить возможности своего авто. А вот решаться ли на её проведение или оставить всё как есть, личное дело каждого сознательного автовладельца.