Вездеход четра тм 140: технические характеристики, эксплуатация

Вездеход четра тм 140: технические характеристики, эксплуатация

Вездеход четра тм 140: технические характеристики, эксплуатация
СОДЕРЖАНИЕ
605 просмотров

вездеход четра тм 140: технические характеристики, эксплуатация

Гусеничный вездеход ЧЕТРА ТМ140 «Арктика»

Российская оборонная промышленность продолжает создавать новую технику для вооруженных сил, используя имеющиеся опыт и наработки. Так, концерн «Тракторные заводы» проводит испытания перспективного гусеничного транспортера ТМ140 «Арктика», который в обозримом будущем может поступить в арктические соединения вооруженных сил. Эта машина была разработана на базе существующей гражданской техники и теперь предлагается для использования в армии. В настоящее время опытный образец новой машины проходит испытания, по результатам которых будет решаться дальнейшая судьба проекта.

Проект гусеничного транспортера ТМ140 «Арктика» в варианте для применения в полярных широтах разработан концерном «Тракторные заводы» в инициативном порядке. С целью ускорения проектных работ было решено взять в качестве основы для нового проекта существующую машину. Базой для «Арктики» стал гражданский многоцелевой гусеничный транспортер ЧЕТРА ТМ140. Машины этого типа производятся предприятием «Курганмашзавод» и поставляются различным заказчикам. Сравнительно высокие характеристики гражданской машины типа ТМ140 позволили разработать на ее базе транспортер для войск, отличающийся некоторыми особенностями конструкции, прежде всего связанными с предполагаемым применением.

Задачей перспективного транспортера является перевозка личного состава и грузов в различных районах, в том числе в Арктике, для чего в конструкцию машины внесены некоторые изменения. Предусматривается возможность перевозки грузов внутри кабины, а также буксировка различных прицепов с полезной нагрузкой. Благодаря применению гусеничной ходовой части с высокими характеристиками ТМ140 «Арктика» может перемещаться по грунтам со слабой несущей способностью, а также по снегу. Кроме того, имеется возможность пересекать водные преграды вплавь. Плавает машина без дополнительной подготовки.

Характеристики транспортера для войск пока не оглашались, однако известны основные параметры его гражданского прототипа. Вероятно, основные показатели ТМ140 в гражданской и военной арктической версии либо одинаковы, либо имеют минимальные отличия. Для общего представления о характеристиках подобной техники рассмотрим гражданский гусеничный вездеход ЧЕТРА ТМ140.

Многоцелевое транспортное средство этого типа представляет собой гусеничную машину с грузовой платформой, на которой могут монтироваться модули различного назначения: от пассажирской кабины до специального оборудования. Основным элементом вездехода является гусеничное шасси, на корпусе которого монтируются все остальные агрегаты. В передней части машины, таким образом, устанавливается кабина экипажа, позади нее предусматривается моторный отсек. Кормовая часть шасси служит местом для установки специального оборудования, предназначенного для решения поставленных задач.

Подвижность машины ТМ140 обеспечивается дизельным двигателем ЯМЗ-236Б-2 мощностью 250 л.с., дополнительно оснащенным газотурбинным наддувом. Вездеход получает гидромеханическую трансмиссию, при помощи которой крутящий момент двигателя передается на кормовые ведущие колеса. В составе трансмиссии предусматривается шестиступенчатая коробка передач с электрогидравлическим переключением. Кроме того, в трансмиссии имеется вал отбора мощности, при помощи которого предлагается обеспечивать работу дополнительного оборудования на кормовой грузовой платформе. На вал отбора мощности может передаваться до 200 л.с.

Важной особенностью использованной силовой установки является ее размещение. Двигатель и часть элементов трансмиссии устанавливаются позади кабины экипажа внутри достаточно крупного кожуха. Размеры этого агрегата подобраны таким образом, чтобы ремонтник мог забраться внутрь и проводить все операции по обслуживанию силовой установки, не выходя за пределы ее кожуха. Для доступа внутрь на бортах предусматриваются две двери. Внутри кожуха имеются средства освещения и отопления, обеспечивающие комфортную работу в любых климатических условиях.

ТМ140 имеет гусеничную ходовую часть, приспособленную для движения по грунтам с низкой несущей способностью. Для этого машина оснащается гусеницей шириной 800 мм с резинометаллическими шарнирами, отличающимися высоким ресурсом. Вес вездехода распределяется по гусеницам при помощи шести опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Направляющее колесо располагается в передней части борта, ведущее – в корме. За счет использования подобной ходовой части среднее удельное давление на грунт составляет 0,22 кгс/кв.см.

В кормовой части корпуса транспортера имеется грузовая платформа размером 3575х2700 мм, на которой может монтироваться различное специальное оборудование или модуль для перевозки людей. В последнем случае на креплениях платформы устанавливается фургон, аналогичный стандартному КУНГ. Этот агрегат представляет собой герметичную кабину с утеплением, вентиляцией и отопителем. Предусматриваются семь мест для пассажиров. Кроме того, возможна организация трех спальных мест. Конструкция и оборудование модуля обеспечивают комфортную поездку на дальние расстояния.

Гражданский вездеход ТМ140 может перевозить на платформе до 3500 кг груза. При этом на плаву максимальная грузоподъемность увеличивается до 4000 кг, а при применении пассажирского модуля общий вес людей и груза не должен превышать 500 кг.

Машина имеет общую длину на уровне 7,8 м, ширину 3,11 м и высоту 3,1 м. Обеспечен клиренс порядка 450 мм, что обеспечивает высокую проходимость по разным поверхностям.

Заявлена максимальная скорость по шоссе на уровне 45 км/ч. При пересечении водных преград движение осуществляется при помощи перематывания гусениц. Максимальная скорость при этом не превышает 4 км/ч. При помощи монтажа дополнительных топливных баков общее количество горючего может быть доведено до 830 л, после чего запас хода составляет 800 км.

Разработка проекта модернизации базового вездехода для использования в условиях Арктики завершилась в прошлом году. В декабре 2015-го опытный образец машины ТМ140 «Арктика» впервые был показан на международном форуме «Арктика: настоящее и будущее». Тогда же компания-разработчик раскрыла некоторые подробности нового проекта и огласила основные направления модернизации существующей техники.

В доработанной версии гусеничный транспортер может перевозить до восьми пассажиров или соответствующий груз. Предусматривается применение современных систем создания и поддержания требуемого микроклимата в обитаемых отсеках, за счет которых обеспечиваются комфортные условия во всех диапазонах допустимых внешних температур. Сохранена изоляция обитаемых отсеков от двигателя и трансмиссии, что позволило оставить вибрации на прежнем низком уровне. Так же осталась и возможность организации спальных мест для отдыха экипажа или пассажиров. Таким образом, после модернизации обитаемые отсеки вездехода сохраняют все положительные особенности предшественника, а также получают некоторые новые преимущества.

В ходе модернизации была усилена конструкция транспортера, а также использована новая шестиступенчатая трансмиссия типа «Синтез». Это позволило сохранить подвижность машины на прежнем уровне, а также довести грузоподъемность до 4 тонн. Также доработке подверглась система предпускового подогрева двигателя, а имеющаяся тормозная система была дополнена новой. В лобовой части шасси теперь устанавливается лебедка для самовытаскивания или эвакуации других машин.

Модернизированный транспортер ЧЕТРА ТМ140 «Арктика», как и его предшественник, может использоваться в качестве транспортного средства для перевозки людей или грузов, а также получать специальное оборудование для выполнения иных задач. Кроме того, в декабре было объявлено о возможности доработки вездехода с целью использования в войсках. В армейском варианте кабина и пассажирский модуль должны оснащаться противопульным бронированием, а на крыше может монтироваться дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметным вооружением. Также для боевого использования предлагается новый трехцветный камуфляжный окрас, призванный затруднить обнаружение техники на арктическом ландшафте.

Как следует из имеющихся данных, в настоящее время опытный образец модернизированного гусеничного вездехода ТМ140 «Арктика», построенный предприятием «Курганмашзавод», проходит различные испытания, в рамках которых подтверждаются расчетные характеристики и ликвидируются выявленные недостатки. Таким образом, в обозримом будущем новая машина может дойти до серийного производства, в том числе и в интересах вооруженных сил.

Несколько дней назад блог BMPD опубликовал ряд фотографий с ходовых испытаний перспективной гусеничной машины. Эти фото были сняты в начале февраля, когда «Курганмашзавод» принимал журналистов телеканала «Звезда». Демонстрационные испытательные заезды выполнялись в рамках съемок телепрограммы «Военная приемка», новый выпуск которой будет посвящен отечественным вездеходам, в том числе и ТМ140 «Арктика». Программа выйдет в эфир в воскресенье 14 февраля в 9:55. Следует ожидать, что телеканал «Звезда» раскроет новые подробности перспективного и многообещающего проекта.

По материалам сайтов:
http://chetra.ru/
http://tplants.com/
http://vertikalnet.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

Источник

Гусеничный вездеход Четра ТМ 140

вездеход четра тм 140: технические характеристики, эксплуатация

Гусеничный вездеход ЧЕТРА ТМ140 «Арктика»

ЧЕТРА ТМ-140

ПАССАЖИРСКИЙ МОДУЛЬ

Предназначен для автономного проживания в нем четырех человек в различных климатических условиях при температурах окружающего воздуха от -40°С до +40°С. Транспортировка модуля производится в кузове, что обеспечивает возможность его эксплуатации в труднопроходимых местах (глубокий снег, болота,наличие водных преград). Максимальная скорость гусеничного плавающего вездехода с пассажирским модулем – 45 км/ч.

Комплектация модуля производится в соответствии с требованиями заказчика.

Cистема отопления:

Состоит из двух независимых контуров:

  • автономный контур – тепловентилятор с устройством автоматического поддержания заданной температуры марки Эберспехер или ВЕБАСТО;
  • зависимый контур – от системы охлаждения транспортной машины.

Система вентиляции:

Электрооборудование:

  • от бортовой сети с номинальным рабочим напряжением 24 В;

Внутреннее оборудование:

  • 4 спальных места размером не менее 600×1950 мм каждое;
  • стол;
  • шкаф для одежды;
  • багажные полки и отсеки;
  • емкость для воды объемом 10 л;
  • футляр для аптечки с возможностью легкого доступа к ней;
  • огнетушитель емкостью 2 л;
  • дверь, запирающаяся на ключ, с фиксатором для ее удержания в крайнем открытом и закрытом положениях;
  • аварийный люк по ГОСТ 12.2.120-88;
  • переговорное устройство с кабиной водителя;
  • места под установку антенны и радиоприемника (автомагнитолы);
  • лестница, вмонтированная в борт грузовой платформы, для обеспечения самостоятельной посадки (высадки)
  • пассажиров с поверхности земли в модуль;
  • внутреннее освещение комбинированное (2 потолочных плафона, светильник-бра), розетка (24В).

Габаритные размеры модуля:

  • длина 2710 мм;
  • ширина 2650 мм;
  • высота 2190 мм.

Масса:

МОДУЛЬ-МАСТЕРСКАЯ

Модуль-Мастерская предназначен для выполнения ремонтно-востановительных работ при помощи оборудования, которым оснащен модуль, в полевых условиях при температуре окружающей среды -40ºС до +40ºС.

По желанию заказчика модуль-мастерская может быть доукомплектован дополнительным оборудованием в соответствии с техническим заданием заказчика. Модуль снаружи оборудован верхним люком, внутри люками для обслуживания трансмиссии вездехода.

Комплектация модуля производится в соответствии с требованиями заказчика.

Cистема отопления:

Состоит из двух независимых контуров:

  • автономный контур – тепловентилятор с устройством автоматического поддержания заданной температуры
  • марки Эберспехер или ВЕБАСТО;
  • зависимый контур – от системы охлаждения транспортной машины (два тепловентилятора);

Внутреннее оборудование:

  • Слесарный верстак с тисками (140 мм);
  • Ящик для оборудования и инструмента (суммарный объем 0,2 м3);
  • Переносная дизельная электростанция (220 В, 2 кВт);
  • Печь для сушки электродов;
  • Светильники наружного освещения с кабелями для их подключения;
  • Кабели сварочные;
  • Баллоны для кислорода и пропан бутана;
  • Редукторы кислородный и пропановый;
  • Комплект электрогазосварщика;
  • Шланги кислородный и пропановый;
  • 2 сиденья (одно выносное);
  • Умывальник с емкостью для воды;
  • Огнетушитель.

Источник

Вездеходы ТМ-120 и ТМ-130 Курган

вездеход четра тм 140: технические характеристики, эксплуатация

ЧЕТРА ТМ-140: ТРАНСПОРТ ДЛЯ БЕЗДОРОЖЬЯ

ЧЕТРА ТМ-140: ТРАНСПОРТ ДЛЯ БЕЗДОРОЖЬЯ

Увидев на специализированной выставке серийную продукцию компании ЧЕТРА, японцы, законодатели мод на тяжелую строительную технику, нервно вздрогнули…

Практически во всех военных конфликтах в конце прошлого и начале нынешнего веков принимали и до сих пор принимают участие боевые машины различных модификаций, изготовленные на предприятии ОАО «Курганмашзавод» – это знаменитые БМП-1, -2, -3 и -4. А вот вездеходы мирного назначения в Кургане начали строить много позже, менее 20 лет назад. Назвали эти гражданские транспортные средства, созданные по военным технологиям, особо не мудрствуя – «Транспортная машина», сокращенно ТМ. Серийный выпуск первого поколения нового семейства гусеничных плавающих машин высокой проходимости ТМ-120 начался в 1999 году. И они сразу неплохо зарекомендовали себя на стройках и зимниках Севера. Затем была выпущена доработанная модификация ТМ-130, а впоследствии и ЧЕТРА ТМ-140, о которой и пойдет речь в этом материале. Мы встретились с ней на трассах внедорожных соревнований «Карелия-трофи». Причем не только посмотрели на показательные заезды, но и провели собственный тест-драйв.

МИРНАЯ АМФИБИЯ

ЧЕТРА ТМ-140  с использованием соответствующих конструктивных решений, отработанных и проверенных на практике технологий и многолетнего эксплуатационного опыта в сложных условиях. Но если от боевых машин в первую очередь требуется надежность, а комфорт и прочие «излишества» второстепенны, то о ТМ-140 можно смело говорить, что она создана для человека, более того – сделана с любовью к человеку.

Сиденья в кабине размещены так, что на переднем ряду достаточно свободно могут разместиться четыре человека, а сзади, в спальной зоне – еще трое. За спиной водителя установлен шкафчик для личных вещей. Такое внимание не случайно: автономность машины только на штатных топливных баках достигает почти 600 км, поэтому для ее экипажа созданы условия «проживания» максимально приближенные к «домашним».

Сразу бросается в глаза отсутствие в кабине рычагов управления, привычных для гражданских гусеничных машин. Их заменяет штурвал – подобный принцип реализован на всех БМП, что наглядно подчеркивает родословную серии ТМ. Электромеханическая система управления в совокупности с двухступенчатым планетарным механизмом поворота обеспечивают вездеходу очень плавный поворот. Приборная панель позволяет контролировать все системы, а управление машиной, помимо штурвала, включает лишь две педали: тормоза и газа. Между жилым модулем в «корме» вездехода и кабиной поддерживается двухсторонняя проводная связь.

Для удобства посадки и высадки служит оригинальная подножка, установленная в направляющем колесе (ленивце) – это действительно востребовано, так как высота от земли до пола кабины составляет примерно полтора метра. А в экстренных случаях на жестком бездорожье, во время пурги или на плаву, например, «десантироваться» можно через большой люк в крыше, фиксирующийся в трех положениях.

Кстати, со слов испытателей «Курганмашзавода», с которыми нам довелось пообщаться в Карелии, северные водители нашли моторному отсеку еще одно применение. Они устанавливают в нем… компактный биотуалет. А как иначе справить естественные нужды где-нибудь в заснеженной тундре при 40 градусах ниже нуля за бортом?

Шум, создаваемый двигателем, поглощается мощным глушителем, а также стенками моторного отсека, обработанными виброизоляционными материалами. В результате шумовой уровень в кабине не превышает 86 дБ, вполне сопоставимых с акустическими условиями в кабине обычного грузового автомобиля.

Трансмиссия ЧЕТРА ТМ-140 состоит из шестиступенчатой гидромеханической коробки передач (ГМП), сблокированной с планетарным механизмом поворота. Это дает возможность переключать передачи практически без «разрыва мощности», благодаря чему плодородный слой почвы не подвержен повреждениям.

Выполняя работы на станции технического обслуживания время от времени требует замены фильтр влагоотделитель, который можно легко купить и забыть про износ трубопроводов и оборудования. Если вам необходимо очистить сжатый воздух от пыли, грязи, мелких частиц, то компания Автомеханика поможет в этом.

Мы можем выполнять регламентное обслуживание или ремонтные работы находясь внутри закрытой машины, достаточно лишь поднять люк в полу жилого блока. К слову, этот отсек во время движения получает от теплообменника трансмиссии дополнительный обогрев. Да и в целом, нельзя этого не отметить, все тепло, выделяемое различными агрегатами вездехода, используется с пользой и очень рационально – на холодном Севере такая забота об экипаже чрезвычайно важна.

На ЧЕТРА ТМ-140 резиновые уширители крепятся к основной гусенице под небольшим углом (примерно 10 градусов), придавая движителю радиусную форму в поперечном сечении, что снижает сопротивление при движении по твердым поверхностям и уменьшает их износ, а на грунтах с низкой несущей способностью обеспечивает рациональную площадь контакта.

Алюминиевые катки с металлорезиновыми бандажами крепятся к балансирам торсионов подвески. Дорожный просвет при этом составляет 450 мм. Бандажи, работающие как дополнительные амортизационные элементы, обладают антишумовыми и антиобледенительными свойствами, что имеет важное значение при эксплуатации при низких температурах.

Ведущие колеса находятся в задней части вездехода. На их зубья нанесен слой антифрикционного износостойкого сплава, что в совокупности с РМШ гусениц обеспечивает ресурс гусеничного движителя не менее 16-20 тыс. км. Для сравнения, ресурс открытых шарниров с обычными ведущими колесами, используемыми на вездеходах других производителей, составляет всего 1,5 – 2,5 тыс. км. Кроме того, для увеличения ресурса ходовой части.

Натяжение гусениц производится автоматически с места водителя. Доступ для обслуживания узлов трансмиссии и ходовой части производится через люки в полу кабины и технологического модуля.

Движение по воде ТМ-140 осуществляется перематыванием гусениц со скоростью до 4 км/ч на спокойной воде. Большую скорость можно развить с помощью дополнительного подвесного мотора, закрепляемого на транце заднего борта, но такая опция возможна лишь при желании заказчика. А вот два насоса, производительностью по 65 л/мин, служащие для откачки воды, попавшей в отсеки «лодки», установлены штатно.

СРАВНИТЬ НЕСРАВНИМОЕ

Наутро дождь усилился, однозначно давая понять, что следующие испытания будут сложнее предыдущих. Выбрав участок мохового болота на одном из самых гиблых мест «Карелии-трофи» (джиперы обходят его стороной), решили «сравнить несравнимое»: запустить по одному маршруту ЧЕТРА ТМ-140 и внедорожник-прототип, сделанный Владимиром Терентьевым из Петрозаводска.

С курганским вездеходом мы уже познакомились, коротко представим его оппонента. Такие машины в джиперской среде принято называть «котлетами», из-за невозможности точно установить из чего они сделаны и своеобразного внешнего вида, непохожего на обычный автомобиль. Они не предназначены для эксплуатации по дорогам общего пользования, а служат исключительно в качестве «снарядов», принимающих участие в различных спортивных внедорожных соревнованиях. По проходимости они во много раз превосходят любой серийный внедорожник, а их стоимость зачастую выше многих элитных иномарок. Вот и в основе этой «котлеты по-карельски» лежит доработанная пространственная алюминиево-карбоновая рама по проекту известного самодельщика Геннадия Хаинова (помните концепт «Лаура», созданный им и Дмитрием Парфеновым в середине 1980-х годов прошлого века?). Двигатель с турбонаддувом Toyota RZ1, мосты Volvo C3O3 с блокировками, трансмиссия Toyota с понижающим тю-нинговым набором в раздатке, колеса 38,5-дюймовые Super Swamper. Еще есть две лебедки Warn с доработанными редукторами (причем задняя может тащить автомобиль как назад, так и вперед) и централизованная подкачка шин. К моменту наших испытаний этот автомобиль находился еще в стадии устранения недоделок и тестирования, но это не помешало Владимиру уже занять на нем несколько призовых мест на престижных соревнованиях. В общем, достойный соперник!

ЧЕТРА подошла к линии старта, ломая поваленный сухостой на просеке. Интересно все-таки наблюдать, как шевелится размякший грунт под гусеницами, а машина не проваливается. Идущая следом (точнее, ползущая от дерева к дереву на лебедке) Toyota LC80 оставляла за собой две полуметровых канавы! А тяжелая ТМ-140 не то что не «наследила», но и «заполировала» колеи предшественников.

Технические характеристики ЧЕТРА ТМ-140

Первой решили пустить «котлету». Оговорили, что Владимир будет пытаться проехать столько, сколько сможет, ну а там посмотрим… К чести пилота и его машины, они преодолели по болоту гораздо больший путь, чем многим казалось поначалу. Глазевшая публика с замиранием наблюдала за медленно ползущим автомобилем, который с каждым метром все глубже погружался в трясину. Но… продолжал все-таки двигаться своим ходом! Пройдено уже, казалось, самое сложное – до финиша осталось каких-то 100 – 150 метров. Вдруг движение прекратилось. Оказывается, Владимир в суматохе задел тумблер подкачки заднего правого колеса. Воздух стравился и покрышка разбортировалась. Обидно, конечно…

Настала очередь ТМ-140. Как и ожидалось, вездеход подошел к «котлете» за пару минут, легко и непринужденно. Подал сопернику «галстук помощи» и вытащил его на твердую почву. Ну а затем погонял по болоту в гордом одиночестве, выписывая на скорости восьмерки будто по асфальту. Комментарии, как говорится, излишни: курганский «танк» в своей стихии!

Г. ГУМЕННЫЙ, фото С. ГРУЗДЕВА

Рекомендуем почитать

  • САНИ – «ВЕЗДЕХОДЫ»
    Если вспомнить, что спортивные беговые лыжи рассчитаны на движение, в основном, по лыжне, а широким охотничьим нипочём любой снег, — станет понятным, чем предлагаемая конструкция…
  • ВЫКЛЕИВАЕМ… ВИТРАЖИ
    В журнале «Моделист-конструктор» уже не раз публиковались материалы о том, как самостоятельно сделать витраж для окна или двери. Все эти способы весьма эффективны; однако мне удалось…

Источник

Комментировать
0
605 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит