Многообразие моделей и конструкций двигателей внутреннего сгорания и различие их эксплуатационных характеристик требует применения для их смазывания разных автомасел. Одним из обязательных условий обеспечения стабильной и безотказной работы двигателя является точное соответствие свойств смазочного материала особенностям его конструкции и условиям эксплуатации. В этой связи существует определенная классификация автомасел, которые делятся на группы по заданным характеристикам.
Общепринятые стандарты классификации моторных масел
Сейчас наибольшее распространение получили классификации автомасел, установленные следующими международными стандартами:
• ACEA;
• SAE;
• API;
• ILSAC.
Также смазочные материалы классифицируются по химическому составу и по допускам автопроизводителей.
Автомасло представляет собой сложную смесь, состоящую из базового масла (основы) и сбалансированного набора присадок (веществ, оптимизирующих масло для работы в определенном двигателе). По типу основы масла делятся на:
1. Минеральные (нефтяные) — масла высокой вязкости, представляющие собой натуральные продукты переработки нефти, полученные путем ее прямой перегонки. Такие масла характеризуются небольшим сроком эксплуатации и большим расходом (из-за высоких показателей испаряемости и меньшей устойчивости к окислительным процессам). Поэтому, минеральные автомасла лучше подходят для старых моделей авто и двигателей старше 10 лет.
2. Синтетические – низкой вязкости, получаемые путем химического синтеза и обработки продуктов переработки нефти, благодаря чему достигается более высокий уровень стабильности их свойств и эксплуатационных характеристик. Синтетическое масло обеспечивает более надежную защиту мотора и допустимо к использованию в условиях экстремальных температур. Масла данного типа характеризуются низкой испаряемостью, термической стабильностью и большей стойкостью к окислительным процессам, благодаря чему не требуют такой частой замены, как минеральные. В то же время смазывающая способность синтетических масел ниже, чем у минеральных, из-за чего в них добавляют большее количество присадок. К тому же, стоят масла данного типа дороже.
3. Полусинтетические – смесь синтетической и минеральной основы в соотношении 30-50%:50-70%. Такие смазочные материалы подходят для современных моторов с большим пробегом.
Несмотря на общепринятые методы классификаций моторных масел, многие автопроизводители предъявляют свои требования к смазочным материалам для двигателей (допуски) и сертифицируют их по этим стандартам. Допуск представляет собой определенный стандарт качества масла (его соответствие всем параметрам двигателя). Для этого автомасло проходит сложные процедуры испытаний и анализов. Допуски производителей обязательно перечисляются на этикетках автомобильных масел после информации о классе качества и вязкости. Если требуемый допуск на этикетке отсутствует, значит, масло не сертифицировано по допускам, что бы при этом ни говорил продавец.
Качественные стандарты систематизаци моторных масел: API и ACEA
Классификация моторных масел по api впервые была предложена в 1969 году специалистами Американского нефтяного института. Названная система классификации делит масла по условиям их применения и степени функциональности на три категории: для бензиновых двигателей («S»), для дизелей («С») и энергосберегающие («ЕС»). Каждому классу дополнительно присваивается буква, отражающая уровень рабочих характеристик. При этом, уровень свойств масла повышается с отдалением буквы от начала алфавита.
Универсальные смазочные материалы, которые можно применять для обоих типов двигателей, обозначается двумя буквами соответствующих категорий, разделенными косой чертой. При этом, первым пишется класс масла, являющийся предпочтительным – к примеру, API SG/CD – означает, что масло разработано для бензиновых двигателей, но допустимо его применение и для дизелей.
Дизельные масла дополнительно делятся для двухтактных и четырехтактных моторов (обозначение CF-2, CD-2 и CG-4, СН-4 соответственно).
Качественные характеристики масла определяет также классификация acea (европейский аналог api), пришедшая в 1995 году на смену устаревшей системе CCMC. Стандарты данной классификации составляют три категории:
A/B — для бензиновых и дизельных моторов легковых авто, микроавтобусов и фургонов;
C — для бензиновых двигателей и дизелей с системами доочистки выхлопных газов;
E — для мощных дизельных двигателей тяжелого транспорта.
После буквы выставляется арабская цифра, обозначающая величину рабочих характеристик — чем выше цифра, тем выше требования класса (кроме масел классов А1 и В1, которые относятся к топливосберегающим и обладают малой вязкостью). До 2004 года существовали отдельно классы А (бензиновые двигатели) и В (дизельные), а также отсутствовал класс С. Некоторые производители до сих пор указывают классы качества, присвоенные в предыдущей редакции.
SAE – классификация автомобильных масел по вязкости
Основной задачей автомасла является обеспечение минимальной силы трения при максимальной герметичности рабочих цилиндров. Поэтому одной из наиболее значимых характеристик моторного масла выступает его вязкость и изменение этого параметра в зависимости от температурных условий. Вязкость, или сопротивление течению масла – это способность масла, не теряя текучести, оставаться на компонентах двигателя при высокой и низкой температуре.
Наиболее полно описывает зависимость вязкостно-температурных свойств автомасел требованиям двигателей при разных рабочих температурах классификация моторных масел по их вязкости – SAE. Этот принятый на международном уровне стандарт был разработан американским обществом автоинженеров. Согласно данной классификации автомасла делятся на два класса вязкости: зимние (цифра с буквой W, маловязкие) — 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, и летние (без буквенного кода, высоковязкие) — 20, 30, 40, 50, 60.
Всесезонные смазочные материалы, одновременно соответствующие критериям зимнего и летнего классов, имеют двойное обозначение (например, 5W-40). На современном авторынке, главным образом, представлены всесезонные автомобильные масла.
Классификация масел по ILSAC
Для горюче-смазочных материалов, производимых в США и Японии, применяется классификация по ILSAC — стандарты качества автомасел для бензиновых моторов легковых автомобилей. При этом масло тестируется по ряду параметров, среди которых — вязкость, летучесть, склонность к пенообразованию, фильтруемость при низких температурах. Данную классификацию, рассматривают, как подкласс в API, поскольку ее категории совпадают с классами API. Существуют следующие категории ILSAC: GF-1 (устаревшая), GF-2, GF-3, GF-4, GF-5. Смазочные материалы категории ILSAC характеризуются низкой летучестью, хорошей фильтруемостью, экономичностью, низким содержанием фосфора и малой склонностью к пенообразованию.