Обслуживание датчика детонации на автомобилях ВАЗ от диагностики до замены.
Детонационный датчик – один из важнейших компонентов в системе электронного управления двигателем, правильное функционирование которого позволяет добиться топливной экономичности и в полной мере реализовать весь потенциал мощности двигателя. О том, что являет собой датчик детонации ВАЗ 2110, принципе его действия, диагностике и замене и пойдёт речь в рамках этого материала.
Принцип действия устройства
На автомобилях семейства ВАЗ, как на оснащенных карбюратором, так и тех, на которых установлен инжектор, могут быть использованы две вариации датчиков детонации. Первая из них – широкополосный (таблетка), вторая – резонансный (бочонок), которые не взаимозаменяемы между собой.
Степень детонации, лежащая в основе функционирования подобных устройств, являет собой ту часть горючей смеси, которая сгорает в процессе детонации, а причинами её возникновения могут быть следующие факторы:
- Октановое число топлива;
- Конструктивные особенности строения двигателя (обустройство камеры сгорания, показатели сжатия и расположение свечей зажигания);
- Условия использования (нагрузка на двигатель, состав применяемой воздушно-горючей смеси, нагар, формируемый на стенках камеры сгорания и т.д.).
Сам датчик детонации ВАЗ 2114 крепится непосредственно на блок цилиндров, а принцип его действия основан на пьезоэффекте. Вибрация, возникающая в процессе детонации, вызывает сжатие пластины пьезоэлемента и, как следствие, формирование на её концах разницы потенциалов. Опираясь на импульсы, испускаемые датчиком, управляющий блок двигателя подбирает наиболее оптимальный угол опережения зажигания, что позволяет получить максимально полное и эффективное сжигание всей поступающей в цилиндры горючей смеси, а кроме этого обеспечивает безболезненную адаптацию системы к топливу с разным октановым числом.
Признаки поломки датчика детонации
Если имеет место нарушение нормального функционирования детонационного датчика, в работе двигателя могут наблюдаться следующие отклонения:
- Ухудшение динамики разгона авто;
- Троение двигателя на холостых оборотах;
- При старте и разгоне машины загорается индикатор CHECK.
Проверка в домашних условиях
Чтобы проверить исправность данного устройства потребуется вольтметр или мультиметр, ключ торцового типа на «22» или «13» (исходя из вариации установленного датчика) и отвёртка, а сама проверка проводится следующим образом:
- Снимаем приспособление с блока двигателя;
- Включаем подготовленное измерительное устройство, выставляя его предел на 200 Мв;
- Подключаем электроды к выходам детонационного датчика и стучим отвёрткой по корпусу агрегата;
- Если на экране прибора отображаются изменения, показатели которых зависят от силы и частоты ударов, значит с датчиком всё в полном порядке. Если же он никоим образом не реагирует на происходящее, пришла пора произвести его замену.
Замена устройства
Если выявлены неисправности в работе устройства, следует, не теряя времени даром, озаботиться его заменой. Процедура эта особой сложности не представляет, а суть её заключается в следующем:
- В первую очередь убеждаемся в том, что двигатель остыл и прикосновение к нему не вызовет ожога;
- Снимаем с аккумулятора его минусовую клемму;
- Отключаем провода питания, идущие к датчику, для чего нажимаем на стальной фиксатор и слегка отодвигаем штекер в сторону его снятия;
- Отворачиваем крепёжную гайку, используя для этого обычный ключ или «трещотку»;
- Демонтируем датчик со шпильки и ставим на его место новое устройство;
- Сборку проводим в обратной очерёдности.
Заключение
Датчик детонации, впрочем, как и любой иной узел или агрегат современного автомобиля, требует к себе постоянного внимания и контроля. Его исправность и нормальное функционирование оказывает существенное влияние на работу двигателя, а своевременная диагностика позволяет обезопасить транспортное средство от различных внештатных ситуаций на дороге. Будьте внимательны и следите за своим авто.