Как проверить исправность генератора?

Любой генератор - это механизм, позволяющий превращать механическую энергию в электрическую, иными словами, он всего лишь динамо машина. Назначение автомобильного генератора абсолютно идентичное, но, как любой механизм, он может сломаться, точнее, перегореть. Чтобы поломка не стала внезапной неожиданностью, его нужно время от времени проверять, а чтобы знать, как проверить генератор, нужно хоть немного, в общих чертах, знать его устройство. Никаких космических технологий в генераторе нет и не было. Во всяком случае, пока... Само собой разумеется, что генератор изначально должен быть исправным, иначе вам придётся его менять.

Как проверить генератор автомобиляНо даже не пытайтесь его ремонтировать, потому что с одной стороны он прост, как пять копеек, а с другой настолько муторно сделан, что менять в нём что-либо, разбирать, собирать, устанавливать обмотку и при этом сделать всё правильно ну очень непросто. Проще купить новый и поставить на коронное место. На самом деле, редко кто-то пытается ремонтировать генератор в домашних условиях. И всё же, раз уж генератор является энергетическим сердцем автомобиля, необходимо следить за ним не меньше, чем за другими узлами и агрегатами своей машины. К тому же, гораздо надёжнее будет, когда после самостоятельной проверки вы узнаете приблизительную стоимость будущего ремонта, а не выслушаете сказочные версии какого-то горе механика в сервисе, который скажет, что нужно поменять "реле, заменить щётки или вообще купить у него новый.

Поэтапный порядок работы

В деле проверки генератора существует всего четыре основных этапа:

  1. Проверка обмотки.
  2. Осмотр диодного моста.
  3. Тестирование напряжения в регуляторе.
  4. Проверка неисправности и повреждений подшипников.

Для того, чтобы понять, как проверить генератор без поездки в автомастерскую, нужно приготовить специальный прибор - мультиметр. Собственно, тогда и вся проверка ограничится получасом, не больше.

Пункт первый - обмотка

Элементы автомобильного генератораСперва придётся добраться до статора, где нужно проверить сопротивление. Для выполнения этой задачи нужно воспользоваться заготовленным тестером. Нормальное рабочее сопротивление должно колебаться в районе 5-10 Ом. Если меньше - плохо, если больше - тоже плохо, значит где-то в обмотке присутствует разрыв.

Дальше необходимо проверить изоляционное сопротивление. Для этого один щуп мультиметра подключите к кольцу статора, а другим щупом прикоснитесь к внешней коробке корпуса. Сопротивление должно быть непрерывным. Другой результат означает, что обмотка "пробита". Таким же порядком проверьте ротор.

Пункт второй - диодный мост

Чтобы узнать, как проверить диодный мост генератора, нужно всего лишь переключить ваш мультиметр в другой режим - проверки диодов. Затем подключите положительный контакт к центральной шине всех диодов, а отрицательный к выходу проверяемого на данный момент диода. Здесь такая же картина. Если сопротивление бесконечно, то всё отлично, а если прерывается, то диодный мост в целом или отдельный диод накрылись. Таким способом нужно проверить все диоды по очереди, один за другим.

Дальше обязательно проследите не пробивает ли диод массу. Действуйте также. Положительный контакт присоедините к пластинке, на которой крепятся диоды, а отрицательный к выходу диода. Сопротивление здесь должно быть постоянным. Если сопротивление здесь непрерывное, то всё в порядке, если падает до нуля, то снова очевидная проблема. Кстати, если хоть один диод накрылся, то лучше заменить весь мост целиком.

Пункт третий - тест напряжения

Как проверить регулятор напряжения и исправность генератораТретий этап проверки чуть сложнее для тех, кто совсем незнаком с техникой, но всё же выполним. Сначала осмотрите щётки. Они должны быть целыми, свободно двигающимися и с выступом не больше 5 миллиметров. Затем мультиметром проверяете напряжение, предварительно переключив его. Отрицательный контакт подключаете к регулятору напряжения, а положительный к выходу, подаёте напряжение в 13 вольт, а дальше смотрите на лампочку индикатора, которая должна светиться.

При увеличении напряжения до 15 вольт индикатор должен погаснуть. При возврате к напряжению в 13 вольт индикатор снова должен загореться.

Пункт четвёртый - другие повреждения

Проверка конденсатора и подшипников также необходимая часть осмотра всего генератора на исправность. Здесь не так сложно. Не важно, в какой полярности вы подключите мультиметр, но если конденсатор в норме, то напряжение станет расти, пока не перестанет. А вот самая частая проблема всех генераторов - подшипники - может вызывать шум, вибрацию и прочие неприятности. Как правило, всё зависит от натяжения ремня, не скручен ли он, не надорван ли... Наверняка многие слышали, как работает двигатель, какие шумы, скрежет и треск издаёт автомобиль, если ремень генератора накрылся.

В общем и в целом, ничего сложного в такой проверке нет. Но, если вы не уверены в собственных силах, лучше отогнать автомобиль в сервис, где с ним проведут грамотную диагностику.

Поделитесь с друзьями: