Вопрос о том, можно ли смешивать моторные масла, не исчезает с тематических форумов. Снова и снова он звучит в автомагазинах, дилерских центрах, мастерских. Объективного ответа от специалистов, детально исследовавших проблему, в настоящее время не существует: слишком масштабный проект. Ведущие игроки авторынка в нем не заинтересованы.
Некоторые из бывалых водителей с "пеной у рта" рассказывают о положительном результате в составлении композиций. Иные, ссылаясь на официальные рекомендации изготовителей, вступают с оппонентами в полемику. В глобальной сети найдется немало фотографий, где в качестве аргумента демонстрируются разобранные конструкции электродвигателей, элементы которых покрыты толстым слоем гари. Но сомневаться в бесспорности доказательной базы никто не берется.
О том, какими аргументами оперируют обе стороны, рассказывается далее в статье.
Классификация моторных масел
Состав
Основой всех масел являются минеральные составляющие. В зависимости от последовательности действий по приготовлению смесей (а также пропорций разных компонентов), различаются по видам:
- Минеральные.
- Синтетические, которые производятся по специальной технологии из компонентов позиции № 1. Отличаются более тщательной проработкой состава. В нём отсутствуют части, "засоряющие" композицию, как то: фосфор, кальций, парафины и прочие. Стоят дорого, к тому же, ускоряют износ двигателя.
- Полусинтетические, образованные путем смешивания двух видов.
На долю масла в продукции под названием "моторное масло", приходится 70-80%. Конкретная величина зависит от рецепта производителя. Остальное составляют разные добавки, в том числе, присадки. Они обеспечивают такие свойства, как вязкость, износостойкость, степень омывания, прочие.
Сертификация
Все масла, изготовленные промышленным способом, обязательно проходят сертификацию по системе API, которая предусматривает 3 ряда эксплуатационных соответствий: S, C, EС.
- Service - определяет параметры качества для машин, работающих на четырехтактных бензиновых двигателях.
- Commercial. Эта категория предназначена для техники с более интенсивной степенью эксплуатации (в основном, дизелей).
- Группа Energy Conserving относится к особой группе масел, обладающих свойствами энергосбережения.
Аргументы "за"
- Все моторные масла имеют одну базовую основу - минеральную.
- В большинстве паспортов на автомобиль указана рекомендация о допустимости смешивания моторных масел в пропорции не более 10% всего объема, например, с промывочным составом.
Численное значение величины связано с тем, что при переходе с одного моторного масла на другое, перед заливкой нового препарата необходимо промыть всю систему. Существует так называемый несливаемый остаток, доля которого, составляет от 5 до 20% всего объема. Разница обусловлена конструкцией двигателя. У большинства автотранспортных средств она составляет 10%.
Есть автолюбители, которые считают важным по-максимуму избавиться от отработки. Для этой цели они применяют шприц, что позволяет им избавиться от 150-200 мл. жидкости. Однако большинство водителей подобных действий не предпринимает. В результате чего 10% смеси поневоле растворяется в новом составе.Производители выпускают компромиссный вариант - полусинтетические моторные масла. Поэтому автолюбителю "разрешается" экспериментировать, составляя "свои" композиции.
Есть специалисты, которые считают, что составлять разные смеси можно при соответствии главных параметров, а именно:
- стандарта API;
- единой торговой марки.
Аргументы "против" смешивание моторных масел
- Согласно исследованиям авторитетных источников, на долю подделок на авторынке специальных жидкостей приходится 50-60%.
- Производители продукции на вопрос о том, можно ли смешивать разные моторные масла, дают категорический ответ: "Нет". На всех этикетках товара имеется соответствующая надпись. Понять их можно: это выгодно.
- Из уроков школьной программы все помнят о том, химическая реакция возникает при вступлении во взаимодействие кислотных и щелочных элементов. Конкретный состав компонентов является объектом интеллектуальной собственности изготовителей. Поэтому у автолюбителя не может быть уверенности в том, что самостоятельное смешение моторных масел не скажется на работоспособности двигателя. Неприятности возможны как в ближайшей перспективе, так и в долгосрочном плане.
Масштабность поставленной задачи не позволяет однозначно ответить на вопрос о том, насколько безопасны подобные эксперименты для мотора транспортного средства. Для непрофессионалов это связано и с отсутствием базовых знаний о взаимодействии химических компонентов, общепризнанных методик испытаний, отсутствии заинтересованности брендов в раскрытии "секретов".
Группе лиц, решившихся на доскональное исследование вопроса, потребуется специальное оборудование, а также много составляющих: образцов продукции, времени и средств. Только тогда можно уверенно рапортовать о том, что допустимо смешивать определенные моторные масла при заданных ограничениях.